АкцентАнализи & АлтернативиУкрайна

Экспортеры хаоса

В наше время ни для кого не будет откровением то, что экспорт является одним из ключевых факторов экономического роста любого государства, а соответственно, и повышения благосостояния его населения. Это если говорить о «классическом» экспорте товаров, услуг или капитала. Но оказывается, что у экспорта могут быть и другие цели, если его главным продуктом является хаос, а экспортером – государство, которое имеет самую большую в мире территорию, владеет огромным ядерным арсеналом, а также всем набором имперских комплексов и амбиций.

Недавно, во время своего выступления на расширенном заседании коллегии МИД России Владимир Путин похвастался, что смог создать на Западе «известное напряжение». Более того, он считает, что для обеспечения безопасности России это состояние напряжения на Западе нужно сохранять как можно дольше. И поставил дипломатам соответствующую задачу.

Занавес над тем, каким образом в дальнейшем будет создаваться и поддерживаться это напряжение, раскрывает вышедшая через несколько дней после выступления российского президента статья под названием «Куда делся хаос? Распаковка стабильности», автором которой является его бывший помощник и идеолог Владислав Сурков.

Нет смысла пересказывать все содержание этого творения, целесообразным является остановиться лишь на тех его частях, в которых и раскрывается логика отношений нынешней российской власти с внешним миром.

Так, автор, начинает свое введение в изложение причин сегодняшнего поведения Кремля с упоминания довольно болезненной для него темы распада Советского Союза (которая, как известно, также является личной трагедией Владимира Путина). При этом он объясняет этот процесс не следствием тоталитарного характера советской политической системы, деградации политической элиты, неэффективности и стагнации плановой экономики и т.п., а тем, что в СССР «под носом у ЦК и Госплана безмолвно созрело какое-то незапланированное, несоветское, непонятное и неожиданно залихватское общество, готовое при первой же возможности бессмысленно и беспощадно пуститься во все тяжкие». «Чем кончилось, известно», – высказывает сожаление Сурков.

Далее он пишет, что похожая судьба могла настичь ельцинскую Россию 90-х, которая могла «погибнуть в борьбе с «многомятежными хотениями» собственных граждан», но, благодаря приходу к власти нынешнего властелина Кремля, это удалось предотвратить. «В начале века российская система власти остановила лавину социального хаоса и вытащила травмированную страну из-под завалов перестройки. Двадцать лет стабильности, которых не хватило Столыпину, теперь у нас есть. И еще будут. Вертикаль, порядок и скрепы гарантированы», – уверяет автор. Такая его уверенность в «стабильности» может говорить только об одном: никакого транзита власти в России в обозримом будущем не предвидится. Путин и его элиты и в дальнейшем будут укреплять «сильнодействующую государственность» и бороться с «многомятежными хотениями» своего народа, которые в современной России существенно оскудели и сократились к базовым потребностям человека.

В Кремле прекрасно понимают, что одним и «побочных эффектов» вышеупомянутой длительной «стабильности», насаждаемой им в фактически закрытом российском обществе, является рост социального напряжения. Сегодня его можно наблюдать невооруженным взглядом и в будущем он будет только увеличиваться. Также там осознают, что убирать это напряжение «ослаблением гаек» и играми в демократию никак нельзя, так как это чревато опасными для России дезинтеграционными процессами. И автор прямо на это указывает. «То, что в теории энтропия (именно таким термином автор именует социальное напряжение) имеет свойство нарастать именно в замкнутых, закрытых системах, вроде бы подсказывает простое решение проблемы — открыть систему, «выпустить пар», и хаос отступит. Но эта простота обманчива. Либеральные эксперименты на внутриполитическом блоке ставить крайне рискованно. Разгерметизация системы, этого хорошо работающего сегодня «социального реактора» чревата неконтролируемыми выбросами гражданского раздражения и способна привести к необратимой дестабилизации — смотрим примеры из 80-х и 90-х». Другими словами, наученный горьким опытом Кремль хорошо знает, что если «выпустить пар» внутри страны, то начнутся те необратимые процессы, которые предшествовали коллапсу советской системы. А это последнее, чего бы хотелось Путину и его окружению. Поэтому тех, кто мечтает о демократической и либеральной России, ждет большое разочарование. Путинская Россия никогда такой не будет. По крайней мере, в нынешних ее границах (то есть не в меньших за существующие). Ведь для того, чтобы сохранить эти границы – и Сурков об этом прямо говорит – внутри России необходимо не допустить никаких либеральных экспериментов.

Но что же делать с ростом внутрироссийской социальной энтропии, которая, по словам автора «очень токсична» и «работать с которой в российских домашних условиях не рекомендуется»? По убеждению Суркова – и это один из главных посылов его статьи – для решения этого вопроса есть только один выход. Эту энтропию «нужно выносить куда-нибудь подальше, «экспортировать для утилизации на чужой территории». О том, что это за «чужая территория», на которую предлагается экспортировать внутрироссийскую социальную энтропию, долго думать не приходится. Аннексия Крыма, оккупация части украинских территорий, скопление российских войск у украинских границ и нагнетание антиукраинских настроений в российском обществе говорят сами за себя.

Кстати, на примере крымской авантюры, автор прямо указывает на позитивные последствия таких действий для сохранения в стране действующего режима: «Крымский консенсус — яркий пример консолидации общества за счет хаотизации соседней страны».  

Тези статии, анализи и коментари са възможни само благодарение на вашата съпричастност и дарения, които са единствените гаранти за независимост и обективност в работата на екипа на Алтернативи и Анализи. Подкрепете ни.




Те, кто думают, что экспорт российской энтропии завершится на Украине, очень заблуждаются. Как и большевики в начале прошлого века пытались зажечь огонь мировой революции, таки их нынешние преемники в Кремле пытаются посеять зерна хаоса не только на своих границах (в бывших советских республиках), но и далеко за их пределами. Военная интервенция в Сирии, диверсии на военных объектах стран-членов НАТО, отравления неугодных, вмешательство в американские выборы, газовый кризис в Европе, постоянные провокации со стороны российских военных самолетов и кораблей, «приключения» российских ЧВК на Ближнем Востоке и в Африке, использование беженцев для создания миграционного кризиса – это неполный перечень примеров путинского «известного напряжения» и сурковского «экспорта энтропии». 

Вполне естественным и логичным будет задать вопрос: а почему Россия так себя ведет? И автор нам любезно предоставляет на него ответ, в котором, впрочем, мало поводов для оптимизма. «Экспорт хаоса дело не новое. Разделяй и властвуй – древний рецепт. Разделение – синоним хаотизации. Сплачивай своих + разобщай чужих = будешь править и теми, и другими. Разрядка внутренней напряженности через внешнюю экспансию… Все империи делают это». То есть, истинными целями отношений нынешней России с внешним миром является экспорт хаоса для того, чтобы «править и теми, и другими». И если все империи на протяжении всех веков делали это, то и нынешней империи – России – это автоматически позволено.  

Также возникают и другие вопросы: а может ли Россия себя вести по-другому? Не хочет ли она изменить такое свое поведение? – Ответ простой: нет. И Сурков прямо об этом говорит: «На протяжении веков Русское государство с его суровым и малоподвижным политическим интерьером сохранялось исключительно благодаря неустанному стремлению за собственные пределы. Оно давно разучилось, а скорее всего, никогда и не умело выживать другими способами. Для России постоянное расширение не просто одна из идей, а подлинный экзистенциал нашего исторического бытия». Другими словами, Грузия 2008-го и Украина 2014-го были очередными этапами «неустанного стремления России за собственные пределы». Очередными, но исходя и того, что Россия «никогда не умела выживать другими способами», вряд ли последними. Еще одним подтверждением этого, являются и последние строки статьи, в которых автор выражает уверенность в том, что «Россия получит свою долю в новом всемирном собирании земель» и объясняет, что «Россия будет расширяться не потому, что это хорошо, и не потому, что это плохо, а потому что это физика». Такие объяснения Сурковым логики поведения своего государства должны быть перед глазами всех тех, кто до сих пор не понял, что собой являет путинская Россия и все еще надеются, что она может быть предсказуемым и конструктивным партнером, что ее можно как-то вразумить или с ней можно договориться.

Единственной преградой на пути реализации Россией «экзистенциала ее исторического бытия» стоит ненавистный ею Запад, который, несмотря на все ее усилия по экспорту хаоса и создания известного напряжения, не только здравствует, но и все дальше отдаляется от нее в своем цивилизационном развитии. Озлобленный от успехов Запада и установленных им преград для реализации своих имперских амбиций, Кремль с одной стороны, угрожает ему продолжением создания проблем, а с другой – призывает принять его видение миропорядка и претензии на свой кусок от лакомого «мирового пирога». «И до какой степени должны обостриться геополитические разногласия, чтобы сверхдержавы выработали новый порядок сосуществования? …Если договора нет, турбулентные потоки, образуемые суперстранами, начинают сталкиваться между собой, порождая разрушительные геополитические штормы. …Чтобы избежать таких столкновений, нужно направить каждый поток в отдельное русло». Другими словами, Кремль задает прямой вопрос: сколько хаоса мы должны вам экспортировать, чтобы вы, наконец, приняли нашего царя за равного себе и согласились с нашими имперскими амбициями? – И сам же отвечает: если вы не примите наши предложения и требования по переделу мира, мы будем и в дальнейшем порождать «геополитические штормы» и «направлять каждый их поток» в выгодное для нас «отдельное русло».

Подытоживая все вышеописанное, следует отметить, что статья Суркова (как и предшествующее ей выступление Путина перед российскими дипломатами) на самом деле очень важна тем, что она очень хорошо отображает коллективный взгляд нынешней российской власти на современное мироустройство и роль в нем России. Она является этаким манифестом путинского режима, наполненным хотелок, претензий, угроз и обиды. Обиды на лидеров Запада за то, что они до сих пор не воспринимают Россию как глобальную силу, которую необходимо уважать и с которой нужно считаться. И поэтому, в отместку за это, она будет пакостить везде, где только можно и столько, сколько будет необходимо для того, чтобы с ней начали считаться и соглашаться (конечно, на ее условиях). Но, для того, чтобы на Западе Россию уважали и воспринимали как равного себе, ей недостаточно быть мировой бензоколонкой и на каждом углу размахивать ядерной дубиной. Необходимо иметь и другие важные качества, как например, сильную развитую экономику, науку, образование, эффективную модель управления государством, которую могли и хотели бы перенять другие страны. А также, что немаловажно, высокий уровень жизни населения. Но в статье Суркова достижений путинской России в этих вопросах вы не найдете. Объяснение этому очень простое: их нет. Зато вы найдете другие уникальные «достижения», такие, как возможность экспортировать хаос и создавать «известное напряжение».

Как пишет российский социолог Игорь Эйдман, «создание и экспорт напряжения (читай страха) и хаоса – главное занятие российских властей в последние годы. Это основная отрасль производства и главный продукт экспорта путинской России. Именно в страх и хаос во всем мире вкладываются самые большие инвестиции гибридной войны. Россия стала уже не мировой бензоколонкой, а источником мирового хаоса». При этом для полной объективности следует отметить, что экспорт хаоса не является изобретением путинской России, а всего лишь навыком, полученным ею в наследство от того, кого в 1983 году Рональд Рейган назвал «империей зла».

Выход же статьи Суркова именно сейчас может свидетельствовать о том, что в Кремле рассматривают нынешнюю обстановку в мире и, особенно на Западе (к которой он приложил не мало усилий), как достаточно благоприятную для того, чтобы открыто угрожать и заявлять о своих претензиях. «Известное напряжение» создано, и оно дает свои результаты. А экспорт российского хаоса, как можно увидеть из сурковской статьи, обязательно будет продолжаться. Поэтому российский президент может быть спокойным: поставленная им задача как можно дольше поддерживать это напряжение, будет выполняться его товарищами «со всей пролетарской ненавистью».

Игор Федик, New Geopolitics Research Network

Благодарим ви за даренията в PayPal и по директната сметка на сдружението Алтернативи и Анализи IBAN BG58UBBS80021090022940

Подкрепете и проекта Алтернативата на alternativata.bg